Оркестровые тарелки

Оркестровые тарелки

Составляя партитуры своих симфонических произведений, я часто ломал голову, как правильно записывать некоторые инструменты — особенно если речь идет о современных приемах игры. В этой небольшой заметке суммирую свои изыскания — о современных приемах игры и о том, как нотируются оркестровые тарелки (англ: cymbals; итал: piatti).

Общая информация об оркестровых тарелках

Основной вид оркестровых тарелок — турецкие. Вошли в состав оркестра во времена композитора Глюка. С XIX века тарелки становятся классическим ударным инстру­ментом, который применяется во всех оркестрах любого состава. Особенно повысилась роль тарелок в произведениях Вагнера, Чайковского, Рихарда Штрауса, Дебюсси, Стравинского, Прокофьева, Шоста­ковича.

Представляют собой диск выпуклой формы, изготовленный из особых сплавов путем литья и последующей ковки. В центре тарелки — отверстие, оно нужно для крепления ремня и для подвешивания инструмента на специальной стойке. В оркестре применяются тарелки разных диамет­ров: большие, средние и малые; также тарелки различаются по толщине.

Общие сведения о нотации

Партия оркестровых тарелок как правило записывается на одной нитке — как и для всех инструментов с неопределенной высотой звучания. В конце XIX века, впрочем, они нотировались совместно с большим барабаном.

Основные приемы игры на оркестровых тарелках

Свободный удар. Простой удар тарелки о тарелку достигается косым ударом-скольжением — правой сверху вниз и левой снизу вверх. Такой удар обычно применяется на сильных или относительно сильных долях такта. Удар производят как правило с небольшого расстрояния, после удара тарелкам дают свободно звучать. Чем чаще повторяются удары, тем меньшее расстояние выбирает исполнитель. В нотах удар записывается большими длительностями, обязательно надо указывать динамический оттенок, так как сила удара в тарелки существенно влияет на их тембр.

Звучание:

 

Нотация (свободная лига показывает, что глушить инструмент не нужно, звук длится до естественного затухания):

Оркестровые тарелки: свободный удар

Сухой удар. Используется для коротких длительностей, типичен для маршевой музыки. Тарелки глушатся об грудь исполнителя.

Звучание:

 

Нотация обычно такая, можно также написать «secco», то есть, «сухо».

Повторяемые удары. Могут быть выполнены с акцентами или без. Многократные повторы, однако, возможны только при четвертных нотах в темпе до 120.

Звучание:

 

Нотация:

Стрисциато. Товарищи из Vienna Symphonic Library описывают такой прием игры. Нужно тереть краем одной тарелки по внутренней поверхности другой. Говорят, это способ производит «проникающий, шипящий тон». Нотируется это словесным описанием рядом с нотой (разумеется, длительность надо все равно указать).

Трели (тремоло). Есть несколько техник исполнения. Одна заключается в постоянном вращении — сближении тарелко, при движении от piano до forte, в максимальной динамической точке производится обычный удар тарелки. Если же нужно более равномерное крещендо, то часто применятся и подвешенная тарелка (итал: piatto sospeso; англ: suspended cymbal), играют палочкой. В нотах можно указать по-английски drum stick или по-итальянски colla bacchetta. Указать собственно тремоло, длительность, динамику и с помощью лиги указать, надо или нет потом тареку глушить.

Звучание:

 

Нотация:

Разные палочки. Удар палочкой от литавры. Удар мягкой палочкой дает мягкое звучание. Если исполнитель держит тарелку в руках, то после извлечения звука он может поднять тарелку выше, «давая таким самым простор для свободного распространения звуковой волны».

Двумя палочками от литавр можно создавать еле слышное тремоло. Пишет Берлиоз: «Чудесный, фантастический эффект — легкий звон золота в «Золоте Рейна», создаваемый очень тихим тремоло из свободно подвешенной тарелке мягкими палочками от литавр».

В нотах можно указать, что удар осуществляется мягкой палочкой (итал: bacchete per timpany; англ: timpany mallets. Можно также сверху отметить удар символом, походим на перевернутую римскую цифру I.

Удар палочкой от треугольника обозначают, соответственно, bacchette di triangolo (итал.) или triangle stick (англ.).

Оркестровые тарелки (пару тарелок) и одну подвесную можно обозначить и пиктограммами (есть, в частности, в наборе программы Sibelius):

Динамическое глиссандо. Оркестровые тарелки держат перед собой под углом так, чтобы край правой тарелки был ближе к середине внутренней стороны левой. Далее резким движением правой руки вверх проводят по левой тарелке, в результате чего получается скользящий, как бы «взлетающий звук».

Нотация:

(продолжение следует)

Литература:

  1. Андреева Е. «Ударные инструменты симфонического оркестра»
  2. Берлиоз Г. «Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке»
  3. Кожухарь В. «Инструментоведение»
  4. Панайотов А. «Ударные инструменты в современных оркестрах»
  5. Рогаль-Левицкий Д. «Современный оркестр»
  6. Adler S. The Study of Orchestration
  7. Ch. Widor. The Technique of the Modern Orchestra.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *