#Rubato. Чайковский и челеста

#Rubato. Чайковский и челеста

Скоро Рождество, а с ним — «Щелкунчик». Написать что-то новое о нем мне вряд ли под силу, но вот наткнулся на любопытное письмо Чайковского Юргенсону.

Конечно, одна из наиболее известных тем из «Щелкунчика» — Танец феи Драже. Сказочность, кристальная прозрачность, конечно, ей присущи, но главное, как сказали бы сейчас, инновационность.

В 1891 году челеста (celesta, небесная) была инструментом совсем новым, Огюст Мюстэль представил его миру только пятью годами раньше. А Чайковский, наткнувшись на челесту в Париже, загорелся идеей ввести ее в свои оркестровые произведения.

«Я открыл в Париже новый оркестровый инструмент, нечто среднее между маленьким фортепиано и глокеншпилем, с божественно чудным звуком… Называется он Celesta Mustel и стоит тысячу двести франков. Купить его можно только в Париже у господина Мюстэля… Так как инструмент этот нужен будет в Петербурге раньше, чем в Москве, то желательно, чтобы его послали из Парижа к Осипу Ивановичу. Но при этом я желал бы, чтобы его никому не показывали, ибо боюсь, что Римский-Корсаков и Глазунов пронюхают раньше меня воспользуются его необыкновенными эффектами» (письмо 1981 года Юргенсону, цитата по «Современный оркестр», Дм. Рогаль-Левицкий, М. Музыкальное издательство, 1953)

Не пронюхали. Повезло.

Оригинал: t.me/rubato_music/17

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *